Выбирая вагонку для отделки балкона, нужно учитывать множество нюансов, и речь не только о бюджете и дизайне. На какой стороне балкон, насколько сильно он прогревается летом? Будет он отапливаться или промерзать зимой? И есть ли, в конце концов, в доме мыши? Эти факторы тоже имеют значение, ведь они повлияют как на выбор материала, так и на его обработку.
Вагонка или евровагонка?
Приставка «евро» — это не просто фигура речи, за словами скрыты важные технологические характеристики, основанные на соблюдении стандартов качества профилированных досок. Европейский стандарт считается более жестким, так как регламентирует, помимо прочего, радиальность заготовок и тщательную обработку поверхностей. Если необходимого уровня влажности по российскому ГОСТу вполне можно достичь атмосферной сушкой, то европейский стандарт можно получить лишь принудительным высушиванием в специальных камерах.
тип | стандарт | влажность, % | высота, мм | шип, мм |
евровагонка | европейский DIN 68126 | 8 – 12 | 12.5 | 8 |
вагонка | российский ГОСТ 8242-88 | 18 — 25 | 15 – 18 | 4 — 6 |
Отличительная особенность евровагонки – дополнительные компенсационные пазы (борозды) на тыльной стороне, которые предотвращают деформацию ламели во время сезонных колебаний влажности и температуры. Это и делает евровагонку оптимальным выбором для отделки балкона.
Кроме того, вагонку делают с разным профилем, его выбор – полная свобода и исключительно дело вкуса.
Сорта деревянной вагонки
Независимо от того, по какому стандарту была произведена вагонка, на последнем этапе, после всех процедур сушки и финального строгания, готовый материал калибруют и сортируют по классам (евровариант) или сортам (российский аналог).
Кроме того, на разделение вагонки по классам или сортам влияют и внутренние ТУ предприятия, которые при необходимости нужно дополнительно уточнять.
класс/сорт вагонки | особенности | достоинства | недостатки |
экстра/высший | отбирается вручную, монтаж доступен даже новичку | идеальная поверхность, однородный цвет, отсутствие любых дефектов | высокая цена |
А/первый | высокое качество, подходит для лицевой обшивки | гладкая поверхность, отличная подгонка, недопустимы смоляные карманы | допустимы маленькие несквозные трещины, не более одного сучка на 1,5 кв. метра |
В/второй | достойный внешний вид, оптимальное сочетание цены и качества | недостатки можно зашпаклевать или скрыть цветным лаком | не более 4 сучков на 1,5 кв. метра, допускаются несколько несквозных трещин |
С/третий | то, что осталось после отбора более высоких сортов | низкая цена | может иметь смоляные карманы, несквозные трещины, пятна, сучки |
Независимо от сорта в готовой деревянной вагонке недопустим брак:
- участки гнили, гнилые (темно-коричневые или черные) сучки;
- сквозные травмы или отверстия;
- широкие сколы или трещины;
- повреждения насекомыми (червоточины).
На вагонке не должны оставаться следы производства, будь то любые пометки, следы механического или химического воздействия.
Лучшими для отделки балкона считаются первый и второй сорт; третий лучше не брать, так как при повышении температуры смоляные карманы будут пропотевать. Высший сорт подходит при условии неограниченного бюджета.
Какое дерево лучше
Вагонку делают из самых разных пород дерева, выбор древесины зависит скорее от региона и личных предпочтений. Однако есть и общие положения:
- недорогие хвойные (сосна и ель) хорошо обрабатываются, долго сохраняют аромат и фунгицидные свойства, но плохо переносят колебания температуры и влажности, выделяют смолу, могут растрескаться;
- кедр и лиственница стоят значительно дороже, но менее зависимы от сезонных колебаний атмосферы, долго сохраняют цвет, выглядят элегантно;
- дуб и ясень долговечные, не подвержены гниению, не коробятся, имеют красивый рисунок;
- ольха и осина доступны по цене, влагостойкие и легко обрабатываются;
- липа не нуждается в постоянной лакировке, не боится влажности, ее естественный оттенок может варьироваться, но со временем склонен к потемнению.
Для отделки балконов рекомендуют не экономить, брать вагонку из липы или ольхи как более-менее доступный вариант, или из лиственницы или дуба при соответствующих финансовых возможностях.
Деревянная вагонка на балконе: плюсы и минусы
Многие предпочитают обшивать балкон квартиры вагонкой, потому что видят в дереве только достоинства. Во многом это действительно так:
- дерево «живое» на ощупь, по нему приятно ходить босиком, на солнце оно пахнет;
- деревянная вагонка легко обрабатывается и достаточно просто монтируется;
- цена доступна, ремонтные работы проводятся легко и быстро, всегда есть материалы;
- дерево изолирует от шума улицы, создает на балконе особую уютную атмосферу.
Впрочем, у вагонки есть и недостатки. Прежде всего, дерево — пожароопасный материал, который легко воспламеняется и очень быстро сгорает. Поэтому деревянную вагонку необходимо обрабатывать специальными составами.
Деревянная вагонка боится солнца, перепадов температуры и влажности, ее любят разнообразные вредители. Однако большинство этих проблем решаемы благодаря новым химическим составам, которые продлят жизнь деревянных поверхностей очень надолго.
Сколько понадобится вагонки для отделки балкона
Чтобы определиться, сколько нужно покупать вагонки, сначала нужно провести небольшие расчеты:
- вооружившись рулеткой, измерить высоту и ширину каждой стены (и потолка), которая будет оббиваться вагонкой;
- определить площадь каждой части, для чего умножить высоту на ширину;
- сложить все полученные значения вместе, сумму разделить на 10000.
Полученное число и есть базовая потребность в вагонке в квадратных метрах. Вагонка продается квадратными, а не погонными метрами. При покупке рекомендуют добавить 10 – 15% на случай непредвиденных ситуаций (порчи или брака).
Подготовка к монтажу вагонки
Деревянная вагонка, даже лучших сортов и из самой дорогой древесины, все же достаточно хрупкий материал, подверженный воздействию природных факторов – влажности и температуры.
Поэтому прежде чем приступать к монтажу вагонки на балконе, нужно убедиться, что:
- балкон гидроизолирован;
- стены выровнены и утеплены;
- стыки окон изолированы;
- поверхности обработаны антисептиками и противогрибковыми составами.
Если допустить, что к какой-то, путь и небольшой, части стены будет доступ влаги и холода с улицы, то там обязательно заведется грибок, поверхность покоробится, и весь балкон придется дезинфицировать и перешивать.
Кроме того, если нет уверенности, что вагонка обработана от грибка и вредителей, это нужно сделать за несколько дней до монтажа самостоятельно.
Обрешетка
Вагонку крайне редко крепят непосредственно на стену балкона, только в тех редких случаях, когда нет нужды в утеплении и стены совершенно ровные.
В абсолютном большинстве случаев монтаж производят на обрешетку – специальный каркас из деревянных реек, который закрепляют на бетонной поверхности стен и потолка. Обрешетка нужна, чтобы деревянные ламели не соприкасались с бетонной основой, и чтобы минимизировать их искривления. Пространство между стеной и вагонкой чаще всего заполняют утеплителем.
Монтаж обрешетки и вагонки
В самом начале, перед монтажом, при помощи уровня определяется кривизна стен, наносится разметка.
В зависимости от того, как будет монтироваться вагонка, направляющие обрешетки выбираются противоположного направления – это необходимо, чтобы закрепить конструкцию, сделать ее устойчивой. Чаще всего вагонка на стандартных балконах закрепляется вертикально, следовательно, рейки обрешетки нужно крепить горизонтально.
Если стены балкона утеплены рулонным утеплителем, то обрешетку делают на деревянных брусках сечением 20×40 мм, этого вполне достаточно. Однако возможны варианты в сторону увеличения высоты бруска, это зависит от толщины утеплителя, ведь между ним и вагонкой нужно оставить зазор для движения воздуха.
Процесс постоянно нужно контролировать при помощи вертикальных отвесов или уровней.
Начинать закрепление обрешетки и следом за ней вагонки рекомендуют с потолка. На нем редко бывает утепление, разве что квартира находится на верхнем этаже, поэтому направляющих реек 20×40 мм достаточно.
Монтаж направляющих реек стен начинают с верхней части, за 10 сантиметров от потолка. Нижнюю рейку крепят на расстоянии сантиметра от пола. Остальные направляющие равномерно размещают между ними на расстоянии 40 – 60 сантиметров.
Направляющие крепятся на дюбеля с шагом 60 — 80 сантиметров, причем сверлить отверстие лучше буром, а докручивать саморезы в гнезде шуруповертом.
Подойдут как универсальные дюбеля в сочетании с саморезами 6 мм, так и дюбеля-гвозди для монтажного пистолета, особенно если есть опыт его использования.
Чтобы вовремя скомпенсировать неровности стены, монтаж начинают с самой выступающей точки. Закрепив на ней рейку и отметив горизонталь, необходимо продвигаться в нужном направлении, а чтобы исключить провисания, использовать обрезки реек или монтажные клинья в качестве подкладок.
Как правильно закрепить вагонку
Вагонку на рейках можно закрепить двумя способами:
- открытым, на финишные гвозди (с маленькой шляпкой);
- скрытым, на кляймеры.
У каждого способа свои достоинства и недостатки. Например, вбитый в паз гвоздь с очень высокой вероятностью может его расколоть, что позже приведет к выпадению ламели. Можно, конечно, забивать гвозди в уже рассверленные отверстия, но это лишняя работа.
Да и в любом случае, место соединения будет слишком заметным, а при лицевой отделке балкона это скорее недостаток, чем достоинство.
Поэтому большинство предпочитает кляймеры: металлические крепления, которые держатся за рейку, а вагонку удерживают за паз язычком определенной формы.
Важно правильно выбрать кляймер, для этого нужно ориентироваться на размер язычка и толщину ламели. Для стандартной евровагонки подходит кляймер 4 мм, для других моделей лучше брать 5 мм. Для самых высоких профилей подойдет кляймер 6 мм.
Деревянную вагонку закрепляют, начиная с крайнего угла со стороны рабочей руки. Самую первую доску крепят саморезами (эту часть в конце скроют молдинги), последующие – в паз и на клеймеры в заднем пазе к направляющим рейкам.
Если сочленения плохо соединяются, входящую ламель можно слегка подбить через прокладку (например, часть рейки), чтобы не испортить поверхность.
Чтобы вагонка не лопнула под давлением самореза, можно сначала немного рассверлить отверстие мелким сверлом.
После того, как обшит потолок и стены, монтируют декоративные элементы, молдинги и плинтуса. Их крепят специальными гвоздиками с шагом не более 5 сантиметров.
Чем покрыть вагонку на балконе
После того, как балкон обшит вагонкой, его рекомендуют дополнительно обработать. Лучше всего применить защитные пропитки, которые сохранят текстуру и рисунок древесины, не дадут ей выгореть на солнце.
Несколько слоев лака придадут балкону нарядный вид и продлят срок службы как минимум на десяток лет.
А вот морилки или другие красящие составы испортят естественную красоту дерева, поэтому применять их не стоит.